© ООО МИП «МАДиДТ» 2020

История

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) над проблемой диагностики дорожного полотна работают несколько научных коллективов под руководством Кузнецова Ю.В., Ушакова В.В., Васильева Ю.Э. Под руководством профессора Васильева Ю.Э. в 2007 году, был разработана передвижная дорожная лаборатория многокритериальной оценки улично-дорожной сети, с использованием которого, успешно проводятся как исследовательские, так и научно-практические работы.

Основные преимущества дорожной лаборатории «АДС-МАДИ»  заключаются в  возможности сбора, хранения и многократного просмотра собранной информации с высокой разрешающей способностью. Это приводит к существенному снижению субъективного фактора при выполнении работ. Кроме того, сканер обеспечивает возможность автоматизированного распознавания рассматриваемых объектов. Применение сканирования позволило получить поверхность обследуемого объекта в виде единой цифровой фотографии, что выгодно отличает этот метод от обычной видеосъемки точностью и компактностью представляемой информации.

Разработка комплекса началась еще в середине 90-х годов 20 века, предпосылками для разработки комплекса явился резкий рост трудозатрат на оценку состояния дорожной одежды, дорожного полотна во время реконструкции МКАД и повышения опасности при проведении диагностики вручную.

Принимая во внимание особенности сбора данных для диагностики и мониторинга дорожных покрытий, был создан первый линейный сканер для мониторинга дорожных покрытий. Идея была простая: если в офисе можно отсканировать и распознать текст, то можно так же отсканировать дорожное покрытие и распознать на нем те или иные объекты, включая различного вида дефекты (трещины, выбоины), элементы горизонтальной дорожной разметки и многое другое. Созданный по этому принципу дорожный сканер отсканировал многие тысячи километров улиц и дорог.

В конце 90-х годов лаборатория представляла собой комплекс компьютерного сканирования на базе автомобиля Газель, который включал в себя высокоскоростную линейную камеру и датчик пути. Структурные элементы средства линейной привязки результатов измерений к относительной системе координат были организованы с возможностью обеспечения линейной привязки результатов измерений к относительной системе координат с точностью не менее 0,15%, то есть -1,5 м на 1 км трассы.

1999 год. Лаборатория видео-компьютерного сканирования.

Результат работы линейного сканера.

4 июля 2007 года было издано постановление Правительства Москвы №1391-РП о приобретении дорожных и коммунальных машин для предприятий и организаций городского хозяйства, что послужило началом разработки в МАДИ 10 передвижных лабораторий для контроля состояния объектов улично-дорожной сети («АДС-МАДИ»).

В дальнейшем, 23 декабря 2008 года, было издано постановление Правительства Москвы № 1202-ПП о Концепции развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети города Москвы.

Во исполнение постановления Правительства Москвы по пункту 7.1. «Начиная с 2009 года не реже двух раз в год в целях формирования и ведения базы данных непрерывного компьютерного мониторинга производить инструментальное обследование улично-дорожной сети города Москвы с использованием дорожных лабораторий.» началась работа по оказанию услуг по проведению экспертизы эксплуатационного состояния дорожных покрытий объектов улично-дорожной сети города Москвы с использованием передвижных лабораторий («АДС-МАДИ»). 

Таблица распределения обследованных объектов дорожной сети города Москвы

Диаграмма распределения объектов дорожной сети города Москвы с выявленными отклонениями контролируемых параметров от нормативных требований к общей площади обследованных покрытий (в разрезе накопления дефектных участков) 

В рамках улучшения характеристик данных лабораторий – они были трижды модернизированы, а, в дальнейшем, вдобавок к существующим 10, в 2019 году было построено еще 3 лаборатории нового поколения. От прошлых лабораторий, новые значительно отличаются как по качеству/точности получаемых данных, так и по себестоимости для Правительства г. Москвы в их обслуживании. Также у новых лабораторий была увеличена максимальная рабочая скорость и добавлены система паспортизации объектов улично-дорожной сети, система оценки возможности пропуска негабаритов, система панорамной видеосъемки, система определения параметров плана, параметров продольного и поперечного профиля, а также система определения расстояния видимости в продольном профиле до встречного автомобиля и препятствия.

Также, довольно значимым фактом, можно считать переход в АДС 2019 с монохромной линейной высокоскоростной камеры на цветную, в рамках соответствия ГОСТ Р 51256-2018, для оценки и исследования синей разметки и добавление систем оценки пропуска негабаритов, паспортизации, а также системы определения коэффициента сцепления дорожной одежды собственной разработки МАДИ.

«АДС-МАДИ» версия 2007 г. 

«АДС-МАДИ» версия 2018 г.

На сегодняшний день город Москва представляет собой огромный мегаполис, состоящий из пяти тысяч объектов улично-дорожной сети, что составляет около 22 000 кв. км., приведенных к одной полосе движения.

Объекты улично-дорожной сети, нанесенные на карту